Старый Свет в конце тоннеля
31.05.2008
Единая европейская валюта евро имеет глубокие корни в истории развития экономики Старого Света после Второй мировой войны. Валютной интеграции в Европе предшествовал длительный процесс сближения стран как в экономическом, так и в политическом и в правовом аспектах. Главная проблема в валютной сфере, с которой столкнулись после войны европейские государства, состояла в трудности обеспечения стабильных курсов валют. За послевоенные полвека сменилось несколько валютных режимов, призванных облегчить эту задачу, но только после полного перехода на евро она будет окончательно решена.
Бреттон-Вудские рецепты
На международной конференции по финансовым вопросам, которая прошла в Бреттон-Вудсе (штат Нью-Гемпшир) в июле 1944 года, Дж. М. Кейнс впервые предложил создать международный валютный союз. Предложение было отклонено, но воплотилось в более умеренном шаге — в создании Международного валютного фонда. Каждый член МВФ должен был установить валютный паритет (официальный курс национальной валюты к золоту или к резервной валюте) и не допускать отклонения курса от паритетного более чем на 1%. Хотя по уставу МВФ все валюты признавались формально равнозначными, в центр всей системы помещались золото и доллар США. Поскольку США были единственной страной, выражавшей стоимость своей национальной валюты в золоте, всем другим странам следовало зафиксировать паритеты национальных валют в долларах США. Паритет мог быть изменен лишь после консультаций с другими членами Фонда.
Устав МВФ предполагал также, что государства-члены введут свободную конвертируемость национальных валют по текущим операциям. Для этого предусматривался 3-летний переходный период. Установление национального контроля за движением капитала не запрещалось, однако государствам-членам предписывалось воздерживаться от дискриминационных валютных мер и множественных валютных курсов.
Легко убедиться, что два перечисленных выше условия невозможно выполнить одновременно, если внешнеторговый баланс страны имеет положительное либо отрицательное сальдо в течение длительного времени. В такой ситуации рано или поздно механизм свободной конвертируемости валют приведет к выходу курса за рамки 1%-ного коридора. Поэтому МВФ получал право оказывать финансовую поддержку странам, испытывающим проблемы с платежным балансом, и вводить санкции против стран с большим положительным сальдо платежного баланса.
На практике европейским странам потребовалось более тесное взаимодействие в валютной сфере, чем просто соседство в рядах членов МВФ. Европа отстраивалась и восстанавливала ущерб, нанесенный военными действиями, что предполагало необходимость организованных, заранее спланированных действий в экономике. В этих условиях методы свободного валютного рынка не годились. В 1948 г. в рамках осуществления «плана Маршалла» было создано первое европейское интеграционное объединение в области экономики — Европейская организация экономического сотрудничества (EOEC). Новая организация стала предшественником двух современных объединений с совершенно различными функциями: Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) и Европейского валютного союза (EMU).
Следующей ступенью интеграционного процесса стало подписание странами-членами EOEC соглашения о создании Европейского платежного союза (EPU). По своей сути EPU был клиринговой системой, позволяющей своим членам осуществлять централизованные взаимные расчеты по экспорту/импорту и обеспечивающей погашение сальдо странами-участниками кредитами и золотом в соответствии с системой квот. Расчетная единица Союза была эквивалентна американскому доллару. Соглашение вступило в силу 1 июля 1950 года.
EPU создавался как временная система расчетов, предназначенная для оказания европейским странам содействия «до тех пор, пока они полностью не будут способны занять свое место в мировой системе».
Администрация Соединенных Штатов Америки внесла в качестве первоначального капитала $350 млн. и, кроме того, предоставила помощь государствам-членам EPU, имеющим структурный долг. EPU выдвинул идею равновесия торговых балансов своих членов и устранения дискриминации в торговле. Несмотря на скромные успехи в достижении этих целей, EPU как схема многосторонних расчетов считался успешным.
По мере восстановления конвертируемости удерживать стабильность европейских валют становилось все сложнее. Встал вопрос о переходе к более жестким формам взаимных обязательств. В качестве нового инструмента валютного сотрудничества в 1955 г. было подготовлено Европейское валютное соглашение (EMA). Оно должно было вступить в силу после того, как страны, представляющие более 50% квот EPU, объявят о своем намерении ввести конвертируемость своих валют для нерезидентов — держателей их валюты, что и произошло 27 декабря 1958 года Таким образом, EMA действовало в течение 14 лет.
Соглашение предусматривало создание многосторонней системы расчетов и Европейского фонда. Основная роль многосторонней системы расчетов заключалась в том, чтобы смягчить экономические последствия изменения валютных курсов. В случае изменения курса своей валюты, страна-участник EMA была обязана погасить сложившееся на тот момент сальдо расчетов с партнерами по старому курсу.
Европейский фонд предоставлял странам-членам EMA кредиты под обеспечение золотом (т.е. дублировал функции МВФ на европейском уровне). В 1961 году EOEC «глобализировалась» и была преобразована в OECD, и впоследствии европейский опыт был использован в мировом масштабе.
1 января 1973 г. вступили в силу новые валютные соглашения, касающиеся некоторых или всех стран-участниц OECD. В соответствии с ними EMA было заменено глобальным соглашением, а Европейский фонд был упразднен. Золото уходит — курсы прыгают На протяжении 1960-х годов доллар постепенно терял свою способность обмена на золото, однако система договорного кредитно-резервного стандарта позволяла сохранять, по крайней мере, видимость существования золотовалютного стандарта.
Война во Вьетнаме привела к всплеску инфляции в США. В соответствии с правилами МВФ, образовавшийся избыток долларов на частном валютном рынке должен был поглощаться зарубежными центральными банками, что требовалось для сохранения существовавших валютных паритетов. Однако это могло породить обесценивание доллара относительно более сильных валют стран (в частности, Франции, Западной Германии и Японии), накопивших долларовые требования на огромные суммы.
Дефицит США по статьям официальных расчетов достиг небывалых размеров — $10.7 млрд. в 1970 году и возможных $49.5 млрд. (в годовом исчислении) в III квартале 1971 года.
15 августа 1971 г. США официально объявили о приостановке обмена долларов на золото. После этого заявления страны с положительным сальдо платежных балансов, которые еще не перешли к плавающим курсам своих валют, оказались вынужденными сделать это. 18 декабря 1971 г. на переговорах между представителями западных стран в Смитсоновском институте (Вашингтон) были согласованы условия многостороннего пересмотра валютных курсов, повлекшего за собой девальвацию доллара США к золоту на 7.89% и одновременное повышение курсов валют многих стран. В результате стоимость ведущих валют мира относительно прежнего долларового паритета выросла на 7-19%. Некоторые страны прибегли к корректировке паритета своих валют, другие повысили или понизили курсы национальных валют к доллару. Кроме того, были установлены новые пределы допустимых колебаний курсов на уровне 2.25% от нового валютного курса, что теоретически исключало свободное плавание валют.
«Змея в тоннеле»
Если курсы валют европейских стран-участниц соглашения получили возможность колебаться от минус 2.25% до плюс 2.25% (т.е. в диапазоне 4.5%) к доллару, то относительно друг друга их курсы (рассчитанные как кросс-курсы) -от плюс 4.5% до минус 4.5%, т.е. в диапазоне 9%. Европейские экономисты и крупнейшие представители деловых кругов опасались, что рост внутриевропейских торговых потоков в перспективе может затормозиться, если размах колебаний курсов европейских валют станет чрезмерно большим. Как следствие этих опасений, в марте 1972 года шесть стран-членов Европейского экономического сообщества и три государства, собиравшихся к нему присоединиться, договорились ограничить колебания курсов своих валют относительно друг друга диапазоном 1.125% в ту или иную сторону.
Данное соглашение известно под названием «змея в тоннеле» (официальное название — Европейское соглашение о единых пределах). Оно устанавливало, что курсы европейских валют относительно друг друга колеблются в пределах узкого диапазона, ограниченного 2.25% («змея»), при колебаниях в более широком диапазоне (4.5%) относительно других валют мира («тоннель»). Курсы европейских валют по-прежнему могли колебаться относительно доллара США и валют других неевропейских стран в довольно широком диапазоне, но их колебания относительно друг друга должны были уменьшаться.
К этому же времени относится отход европейских стран от доллара как базовой единицы взаимных валютных расчетов. Доллар потерял золотое обеспечение и формально превращался в рядовую валюту.
В 1975 г. появился первый прообраз евро — так называемая европейская расчетная единица (EUA), стоимость которой впервые в европейской практике была основана на стоимости корзины валют. Окончательное оформление Европейского Экономического сообщества (EЭC) в 1967 г., соглашение о «змее в тоннеле» и введение EUA подготовили Европу к предпоследнему этапу валютной интеграции.
Окончательное сближение
Вступившее в силу в марте 1979 года соглашение об экономическом и валютном сотрудничестве между странами-членами Европейского Экономического сообщества было первым шагом к образованию Европейской валютной системы (EMS). EMS официально начала функционировать 13 марта 1979 г. В число ее участников входили Бельгия, Дания, Франция, ФРГ, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Великобритания. Цель соглашения состояла в «стимулировании более тесного валютного сотрудничества, направленного на создание зоны валютной стабильности в Европе».
Страны-участницы EMS были обязаны осуществлять интервенцию на валютных рынках в целях ограничения колебаний курсов в пределах 2.25% паритета двух валют. Странам-участницам, которые предпочитали не фиксированные, а плавающие курсы своих валют по отношению к валютам других стран-участниц, было разрешено поддерживать колебания в пределах до 6% паритета. Этим правом решила воспользоваться Италия. В соглашении присутствовало также положение, обязывающее страну-участницу принимать меры в случае, если отклонение курса ее валюты от курса созданной европейской валютной единицы (ECU) превысит установленный процент, который определяется для каждой страны отдельно, с учетом веса ее валюты в корзине. Для обеспечения интервенции страны могли претендовать на краткосрочные кредиты в неограниченных объемах, подобные тем, которые были предусмотрены соглашением о «валютной змее», но с более длительным сроком погашения, чем раньше.